Что такое пластичность мозга

и как это открытие поможет вашему ребенку?

Что такое пластичность мозга

и как это открытие поможет вашему ребенку?

Нейропластичность - свойство, которое помогает восстановить работу мозга даже после тяжелого инсульта, потому что нейроны и нейронные сети могут изменяться под воздействием тренировок, в том числе — восстанавливаться или формировать новые связи, утраченные в результате повреждения.
Небольшая, но очень важная история.

Американский нейрофизиолог Пол Бах-и-Рита начал исследовать возможности восстановления мозга после удивительного выздоровления собственного отца.

В 1959 году в результате инсульта у отца Пола Баха-и-Риты наступил паралич лица и половины тела, а также потеря речи. Врачи сказали, что надежды на выздоровление нет, придется поместить отца в специальное лечебное учреждение.

Вместо этого брат Пола, Джордж, перевез парализованного отца из Нью-Йорка к себе. Джордж начал обучать отца, словно маленького ребенка.

Сначала отец учился ползать на четвереньках с поддержкой, затем самостоятельно, опираясь парализованным плечом и рукой о стену. Это ползание вдоль стены продолжалось несколько месяцев.
Потом начал играть в разные детские игры на полу, катал шарики, собирал монетки, передвигал непослушной рукой таз по кругу. Ежедневные занятия длились по нескольку часов, постепенно отец перешел от ползания к передвижению на коленях, затем стоячему положению тела и в конце концов ходьбе.

Своей речью он занимался самостоятельно, и примерно через три месяца появились первые признаки ее восстановления. Несколько месяцев спустя отец садился перед печатной машинкой, помещал средний палец на нужную клавишу, а затем опускал всю руку, чтобы ее нажать.

К концу года здоровье отца, которому на тот момент было 68 лет, восстановилось настолько, что он вернулся к преподаванию в Сити-колледже в Нью-Йорке.

Отец работал до 70 лет, еще раз женился, вел активный образ жизни и жил еще 7 лет после инсульта. Умер от инфаркта при подъеме в горы.

И только после вскрытия семья узнала, что во время инсульта мозга отца получил огромные повреждения и что восстановить сами ткани было совершенно невозможно. ❗️ Инсульт разрушил важные центры в коре, контролирующие движение.
97% нервов, идущих от коры больших полушарий к позвоночнику, были уничтожены. Однако мозг полностью РЕОРГАНИЗОВАЛ сам себя!
Казалось бы, причем тут инсульт и детский мозг?

Еще как при чем!

Этот случай стал первым медицинским подтверждением, что даже в случае массивного поражения мозга может наступить выздоровление.
Именно нейропластичность позволяет восстанавливать утраченные функции и улучшать работу мозга в любом возрасте
У всех нас есть какие-то более слабые функции мозга, которые влияют на обучаемость и продуктивность. И есть более сильные функции мозга.
Технологии, основанные на использовании нейропластичности, способны помочь практически любому человеку
Мы можем усовершенствовать способность мыслить и воспринимать окружающий мир за счет перестройки мозга с помощью тренировки определенных областей обработки информации.

Речь не идет о каких-то операциях. МОЗГ ПОСТОЯННО ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ САМ СЕБЯ. Мозг не просто учится. Он всегда «учится учиться».

Мозг скорее похож на живое существо, способное расти и меняться благодаря правильному питанию и тренировкам. У него нет никаких ограничений в плане объема памяти, скорости обработки информации и ума.

Если мы прекращаем тренировать наши ментальные навыки, та часть карты мозга, предназначенная для этих навыков, переходит к другим навыкам, которые мы продолжаем использовать.

При тренировках мозга меняется связь между существующими нейронами, расширяются существующие связи и появляются новые нейроны.

Нейроны – самые важные клетки в нашем организме. Именно они передают всю информацию внутри нашего мозга и всего тела. Мозг взрослого человека содержит около 100 млрд нейронов, которые объединены в одну большую сеть.
Технология БОС
(биологическая обратная связь)
Придумано очень много упражнений, игр и головоломок для развития мозга. Однако главное достижение науки - это изобретение технологии БОС.

Суть технологии в том, что с помощью специальной нейрогарнитуры мы снимаем электроэнцефалограмму работы мозга и показываем результаты человеку (то есть его мозгу) с помощью очень понятных образов.

Это как зеркало, в которое мозг смотрит и видит, что в его состоянии не все в порядке. Тогда мозг САМ начинает поправлять свое состояние, сверяясь с результатом с помощью транслируемой на монитор картинки.

Например, ребенок должен получить навык расслабления, спокойствия.
Нейрогарнитура фиксирует его напряженное состояние, и на экране появляется картинка. Но она не очень отчетливая, потому что ребенок еще не расслабился.
Чем больше происходит расслабление, тем четче становится картинка. Мозг обучается расслабляться все быстрее и быстрее, и с повторением этот навык закрепляется.

Это и есть биологическая обратная связь, когда мы позволяем мозгу как бы со стороны оценить свое состояние, исправить его в режиме реального времени и наработать навык.

Подробнее о технологии БОС вы можете узнать из интервью с доктором наук, профессором, директором института фундаментальной медицины, зав. кафедрой нормальной физиологии Приволжского исследовательского медицинского университета Мухиной Ириной Васильевной
Неротехнология БОС способствует формированию навыков, важных для учебы и для жизни в целом
  • Повышается концентрация внимания, усиливаются память и скорость мышления
  • Уменьшается тревожность, повышается стрессоустойчивость
  • Уходит эмоциональное напряжение
  • Ребенок становится увереннее, спокойнее и самостоятельнее
  • Усиливаются интеллектуальные возможности
  • Повышается работоспособность и физическая выносливость
  • Улучшается успеваемость в школе
  • Появляется интерес к учебе и мотивация
  • Меняется внутреннее эмоциональное состояние, ребенок чувствует себя счастливее
И для нас как для родителей очень важно, что эта технология:
  • абсолютно безопасная, потому что не оказывается никакого внешнего воздействия на ребенка
  • проверенная, используется в Институте мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, в Сколково, в Центре подготовки космонавтов и Российской академии наук
  • может комбинироваться с приемом лекарственных средств
  • дает четкое представление о состоянии мозга ребенка
  • имеет долгосрочный эффект за счет того, что мозг самообучается новым реакциям
  • интересная, потому что занятия проходят в игровой форме
  • имеет четкие измеримые показатели, которые отслеживает аппаратура
  • мозг развивается гармонично и комплексно, а не однобоко, как например только при развитии памяти или скорочтения
Где можно воспользоваться этой технологией?
Какие правила необходимо ввести, чтобы помочь мозгу ребенка прямо сейчас?
Как включить те ресурсы мозга, которые в данный момент не используются?

Рассказываем дальше.